Wednesday, 27 July 2016 00:00

Русская «лапша»: Что такое «немецкие СМИ», на которые ссылаются СМИ российские

Когда РИА, RT, российское телевидение или агентство «Спутник» вдруг ссылаются на «немецкие СМИ» и выносят это в заголовок, речь, скорее всего, идет о сайте с солидным названием Deutsche Wirtschafts Nachrichten, «Немецкие экономические новости», сокращенно DWN. В мире серьезных немецких СМИ DWN — практически синоним слов «конспирология» и «провокация», но назвать DWN просто несерьёзным изданием было бы несправедливо.

Во-первых, оно намного популярнее любого другого немецкого псевдо-СМИ, а во-вторых, оно сделано намного качественнее, и в чём подвох, понятно не сразу.

DWN — блог-платформа, на которой все посты подписаны «редактор DWN» — были основаны в 2012 году журналистом Михаэлем Майером, уроженцем Австрии с впечатляющей профессиональной биографией. Он несколько лет руководил либеральной австрийской газетой Die Presse, потом в 1996–98 был главным редактором большой берлинской газеты Berliner Zeitung, а в 1999 возглавил крупный и до середины 90-х очень важный немецкий еженедельник Der Stern — предполагалось, что Майер сможет справиться с падением тиражей и утратой влияния.

Всего через полгода его оттуда выгнали с большим скандалом — Майер в равной степени настроил против себя и издателей, и большую традиционную редакцию, которую он хотел разогнать ради «новых форматов». Тиражи при этом продолжали падать — читателям не очень понравился формат, в котором половину издания занимали «кровь, боль, война, страдание», а другую половину «политики хотят нас обмануть и обобрать, возьмите калькулятор и посчитайте вместе с нами».

После изгнания из Der Stern Майер, похоже, обиделся, порвал с немецкоязычным медийным истеблишментом и посвятил себя борьбе с «системой». С 2000 года он занимается «независимой сетевой журналистикой». B 2010 Майер основал Deutsch Türkische Nachrichten(«Немецко-турецкие новости») и вскоре оказался в состоянии конфликта с влиятельным Der Spiegel, который написал о связях DTN с турецким исламистским проповедником Фетхулахом Гюленом. По поводу Гюлена нет единого мнения, можно ли считать его исламистом, но он вне всякого сомнения одиозная фигура. В своих ответах на обвинения Майер написал, что DTN «информируют, отражают и провоцируют» и дают слово всем — а между строк читалось «всем, кто против Эрдогана».

DWN запустились в 2012 году очень успешно и с точки зрения охвата аудитории (почти сразу 1.2 млн уников в месяц, сейчас, по словам издателя Кристофа Херманна — 2 млн), и с точки зрения рекламы. С тех пор посты DWN регулярно становятся лидерами по популярности в соцсетях, в 2015 DWN были на 17 месте по лайкам, шэрам и репостам среди всех немецких СМИ (кстати, Спутник и RT Deutsch — на 23 и 24), а в ноябре занимали аж 8 место.

Не похоже, чтобы DWN были от кого-то зависимы. В прошлом году 51% издательской фирмы Майера BF Blogform Social Media GmbH купила шведская медиагруппа Bonnier, которая существует с 1837 года и владеет кучей скандинавских, а теперь и немецких изданий.

Но DWN никак не назовешь объективными — они живут в мире, управляемом тёмной закулисой, где Евросоюз существует только для того, чтобы грабить и порабощать граждан, все «официальные» СМИ врут, Ассад, хоть и деспот, но умеренный и предсказуемый, а противостояние мировому злу возглавляет Путин.

DWN не опускается до сослагательного наклонения — тут нет предположений, а есть только «факты». Несмотря на унылое консервативное название, «Немецкие экономические новости» предпочитают разжигательные заголовки в стилистике таблоидов: «министр финансов Шойбле хочет ввести монархию», «Стратегия США — уничтожить влияние Евросоюза», демократия и само существование Германии в опасности. Или вот: «Посол Индии подтвердил: войну в Сирии развязали извне». Естественно, эту новость немедленнораспространило агентство «Спутник».

Интересно, что ничего такого посол не подтверждал — и даже не утверждал. Бывший посол Индии в Сирии В.П. Харан сказал корреспонденту индийского журнала Fountain Ink (DWN опубликовали перевод), что считает, что в сирийском восстании определённую роль сыграли страны Персидского залива — в основном же в начале войны виноваты оппозиция и СМИ, которые все страшно преувеличивали. А вот подзаголовок DWN гласит: «Обстоятельный отчет бывшего посла Индии в Дамаске не оставляет сомнений: утверждение Запада, что сирийский президент должен был быть свергнут в результате народного восстания, лишено оснований. Войну развязали извне, в том числе страны Персидского залива и Аль-Каида. С ней США сотрудничали через ее отделение аль-Нусра. Ассад недооценил опасность, потому что знал — народ его поддерживает». В интервью посол ни разу не упоминает ни США, ни фронт аль-Нусра. Он говорит о том, что Сирия была процветающей и безопасной, что у него лично не сложилось впечатление, что за всеми следят спецслужбы, а наоборот сложилось, что Ассада все любят, а оппозицию — нет.

Никаких доказательств внешней агрессии посол не привел, а говорил в основном общие слова о поддержке оппозиции из-за границы. В индийском журнале его мнение представлено именно как мнение.

Про «сотрудничество США с аль-Каидой» можно прочитать в другом посте DWN. Вывод об этом делается на основании газетных заголовков о российских бомбардировках: российская авиация бомбила аль-Нусру, а США говорят, что бомбили оппозицию, которую они поддерживают — значит, они поддерживают аль-Нусру. Что касается «подтвердил» — это слово относится к интервью, которое корреспондент DWN взял у Сеймура Херша.

Легендарный американский журналист с первых же слов обозначает свою позицию: американские власти всё делают неправильно и они ничем не лучше Ассада.

Он много говорит о том, какой ошибкой со стороны Обамы было поддержать свержение Ассада и помогать слабой оппозиции, какие молодцы русские, и что больше всех пострадает Эрдоган — но он не говорит, что «восстание было развязано извне», это домысливают DWN. Один пассаж из интервью дает представление о качестве анализа Херша: «Лавров очень прямой человек. Он всегда открыто говорил, в чем заключается российская позиция. К сожалению, во многих мейнстримных СМИ люди делают вид, что всё, что говорят российские политики — ложь. Почему бы просто их не послушать? Не могу понять, почему у Обамы такая антироссийская позиция. Российские спецслужбы — лучшие в мире, они разбираются в этом регионе лучше нас. … Они, как и сирийцы, всегда говорили, что готовы улучшать отношения с Америкой. Никак не пойму, почему президент выбрал такой жесткий курс в отношении России».

Одной из причин успеха DWN среди медиа-аналитиков принято считать хорошую работу с соцсетями. Об этом, например, говорится в сюжете о DWN, который в 2014 году показали по второму каналу немецкого общественного телевидения ZDF. Но главное — в Германии есть спрос на «альтернативные СМИ». Нападки на «лживую прессу» (Lügenpresse) (как и симпатия к Путину) объединяют всю местную «несистемную оппозицию» — ультраправых и ультралевых, «евроскептиков» и просто ксенофобов, парламентских «Левых» и набирающих популярность правых популистов из «Альтернативы за Германию».

Потенциальный электорат и социальная база этих сил — люди, которые не верят в «систему» — живут в альтернативном информационном поле.

Газет они почти не читают, на главные страницы больших СМИ они не заходят, а телевизору в принципе не верят — а если его и смотрят, то чтобы «убедиться, что там все врут». Общественное телевидение — ARD и ZDF — они называют «правительственным» и «государственным», то есть по определению продажными, лживыми и управляемыми из-за океана. Не врут с их точки зрения «альтернативные издания» — COMPACT, Konkret, Junge Welt, Der Freitag , — и те же DWN. Это и есть основной пул «немецких СМИ», на которых любят особенно ссылаться российские пропагандисты.




Источник: “http://cripo.com.ua/?sect_id=8

Новые сверху Старые сверху

Leave a comment

Меню

Присоединяйтесь к нам. Будьте в курcе свежих событий и новостей.

Закрыть